663110, Россия,
Красноярский край,
Казачинский район,
с. Момотово, ул. Лесная, д. 3
83919679286
momotovosad@mail.ru

Мини-проект "Сказачный цветник"

Проект для младшей группы детского сада. «Сказочный цветник»

Характеристика проекта: Тема: «Сказочный цветник»

Актуальность темы:
   Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
   В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Поэтому мы, всей группой изучив литературу и Интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу нашего участка.
   В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
   Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
   Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
   Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки.
   Проблема: «Наша клумба не благоустроена и не оформлена».
   Гипотеза: Если будет реализован проект, то у детей расширится представления о цветущих растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.


Цель проекта: сформировать у детей представление о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения.


Задачи проекта:
• дать детям знания о цветах, как о полезных растениях (издают хороший запах, отчищают воздух от бактерий);
• познакомить с профессией дизайнера;
• расширить представления о декоративных растениях;
• формировать активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем;
• составить технологическую карту ухода за цветковыми растениями, вырастить для клумбы растения;
• учить детей замечать красоту цветов в клумбе, воспитывать чувство восхищения;
• вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, воспитывать бережное отношение к труду людей;
• привлечь родителей к посадке растений на клумбе.
Ожидаемый результат:
• сформирована экологическая воспитанность детей;
• расширены представления детей о декоративных растениях;
• сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем (клумбы на территории детского сада и во дворе своего дома);
• сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
Тип проекта:
1. по доминирующей деятельности: творческий;
2. по сфере применения результатов: социальный;
3. по времени работы: краткосрочный (апрель - май);
4. по характеру контактов: в рамках дошкольного учреждения.
Состав участников:
1. воспитанники средней группы (3-4 лет)
2. воспитатели;
3. родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
1.Центр природы в группе, цветник на участке детского сада.
2.Зимний сад в ДОУ.
3.Методический инструментарий.
4. Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры по экологии;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода.
5.Оснащение природным и бросовым материалом.
Основные направления реализация проекта:
Работа над проектом осуществлялась в три этапа.

   I. Подготовительный этап –апрель.

Диагностика «Представление ребенка о цветах». Определение уровня знаний детей по теме.

НОД по познанию «Цветы – красота природы» Уточнить знания детей о садовых цветах. Закрепить представление о строении цветка (стебель, листья, цветы). Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь детей. Учить детей видеть прекрасное в привычном. Воспитывать познавательный интерес и эстетические чувства. 
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Обогащение и расширение представления об окружающем мире; объяснение детям в доступной форме о необходимости охраны природы.

Беседа на тему: «Клумба» (с просмотром презентации) Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством, отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых, воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Рассматривание семян. Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений. 

Выставка рисунков «Наша новая клумба» Учить передавать в рисунке части растения, закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшее, развивать эстетическое восприятие. 

Оказание родителями помощи в приобретении семян и необходимого инвентаря для посадки цветов. Заинтересовать родителей проектом. 

II. Основной этап – май-июнь
Экспериментальная работа: «Посадка семян цветов: бархоток, петуньи, астры низкорослой». Познакомить детей с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать землей, поливать). Упражнять в использовании обследовательских действий. Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки семени и действия детей, связанные с посадкой.

Вызвать интерес к посадке семян.
Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой»
Ежедневный уход за рассадой цветов. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Формировать определенные трудовые навыки. Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
Загадывание загадок, ребусов. Развивать познавательный интерес детей через игровые задания.

Заучивание и чтение стихотворений о цветах. Закрепить представления детей о цветах, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Чтение художественной, познавательной литературы. Развивать навыки общения, диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями, вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово. 
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам.

Слушание музыки:
Ю. Антонов «Не рвите цветы»,
В. Моцарт «Цветы», Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа». П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов». Формирование основ музыкальной культуры у детей.

Исследовательская деятельность: - если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает;
- где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей) Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Картотека дидактических игр: 
«Угадай цветок по описанию»;
«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери цветок из геометрических фигур»;
«Укрась цветами ковер». Уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья, цветок.
 

Подвижные игры: «Мы – цветы», «Живая клумба», «Волшебная палочка», «Найди свое место», «Любимый цветок», «Садовник». Расширять знания детей о цветах; пополнять словарный запас, развивать умение действовать по сигналу воспитателя, умение согласовывать движения со словами, ловкость.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов», «Дизайнер», «Цветовод». Познакомить детей с профессиями дизайнера, цветовода, учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты, закреплять правила поведения в общественных местах.

Совместная творческая работа детей и родителей на тему: «Клумба радости» (выставка работ) Привлечь родителей к творческому конкурсу, вызвать положительные эмоции. 

III. Заключительный этап июль – август.
«День добрых дел». Привлечение родителей к созданию клумбы на территории детского сада.

Высадка рассады в клумбы, оформление клумб. Создание сплоченного коллектива среди воспитанников, их родителей и воспитателей. Совместное создание клумбы, проявление фантазии и творчества. 
 

Уход за цветником Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
Обмен впечатлениями по итогам работы. Презентация проекта. Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной с взрослыми деятельности. 

Вывод: 

Таким образом, работая над проектом: «Сказочный цветник», мы расширили свое представление о декоративных растениях; узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата; узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов (петунии и бархатцы). Дети ответственно подошли к вопросу расположения цветов на клумбах участка, и были очень заинтересованы в украшении участка цветами. Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. 

Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширило их знания о правилах подбора растений для цветочной клумбы. 

Важным результатом проекта явилась мотивация к сотрудничеству, совместному творчеству тех родителей, которые по разным причинам занимали пассивную позицию. Участие в реализации проекта убедило родителей в важности своего влияния на развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.