Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Момотовский детский сад
Создание образовательных уголков в ДОУ для достижения новых образовательных результатов "В гостях у бабушки"
С. Момотово 2017 г.
Аннотация.
Детский сад – это, то место, где малыши дошкольного возраста проводят основную часть своего дня. Детский сад становится, для многих детей, практически вторым домом, и, конечно же, хочется, чтобы он был комфортным и благоустроенным как изнутри, так и снаружи.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
Цель проекта: создать образовательные уголки в МБДОУ Момотовском детском саду для достижения новых орбразовательных результатов.
Задачи:
- создать образовательные уголки;
- разработать мини проекты: "Сказочный цветник", "Что за чудо огород";
- организовать развивающую среду, способствующею полноченному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.
Для решения вышеперечисленных задач необходимо создание комфортной ландшафтной зоны на территории детского сада.
Тип проекта – практико-ориентированный.
Вид проекта – творческий.
Сроки реализации проекта – декабрь 2017 – сентябрь 2018 г.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети, общественная деятельность.
Актуальность.
Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.
Объектом исследования в нашем долгосрочном экологическом проекте является территория муниципального дошкольного образовательного учреждения детский Момотовский детский сад.
Предметом исследования являются технологии ландшафтного проектирования и озеленения, применяемые на территории муниципального дошкольного образовательного учреждения Момотовский детский сад.
Цель исследования - создание дизайн-проекта по преобразованию территории образовательного учреждения в комфортную и красивую мини- экосистему, благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
1.Приобретение навыков ландшафтного проектирования.
2.Привлечение к реализации проекта по ландшафтному проектированию и озеленению территории образовательного учреждения общественных организаций.
3.Узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов.
4.Создание комфортного окружающего пространства, создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
5. Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе; содействие сотрудничеству детей и взрослых.
6. Привлечение родителей и общественную деятельность для создания комфортной ландшафтной зоны.
7. Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;
8. Пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.
В ДОУ и вокруг него на воспитание ребенка должен работать каждый квадратный метр. Под благоустройством и озеленением территории ДОУ подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений воспитанников, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика двора дошкольного учреждения. Разнообразный ландшафт позволит дошкольникам расширять границы возможностей. Красиво оформленная, окруженная зеленью и ухоженная территория дошкольного учреждения, воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.
Методика и материал.
Место исследования – территория МБДОУ Момотовский детский сад.
Для успешной реализации проекта необходимо:
1. Составить план - схему благоустройства территории муниципального дошкольного образовательного учреждения Момотовский детский сад с указанием зон и пояснениями.
2. Пужайтис Н.А., воспитателю старшей группы, создать проект «Что за чудо огород».
3. Пужайтис Н.В., воспитателю младшей группы, создать проект «Сказочный цветник».
4. Создать малые архитектурные формы в микрозонах:
- центр «Пчелкина фантазия»
- центр «Голубое озеро»
- центр «Деревенька. В гостях у бабушки»
- «Веселая изгородь»
Решение этих вопросов мы начинаем с создания концепции территории дошкольного учреждения, которая зависит от интересов детей, родителей, сотрудников ДОУ. Для решения указанных вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального дошкольного образовательного учреждения Момотовский детский сад был составлен план реализации проекта, этапы которого представлены в таблице 1.
Таблица1
План реализации проекта
№ пп
|
Название этапа
|
Срок реализации
|
Участники реализации
|
1
|
Подготовительный
|
Декабрь 2017- январь 2018
|
Педагоги, техперсонал ДОУ
|
2
|
Проектировочный
|
Февраль 2018-
март 2018
|
Заведующий ДОУ, педагоги, родители
|
3
|
Практический
|
Апрель 2018 – август 2018
|
Педагоги ДОУ, родители, технический персонал, воспитанники ДОУ
|
4
|
Заключительный
|
Август 2018
|
Заведующий ДОУ, педагоги
|
Этапы реализации проекта
Таблица 2.
План мероприятий подготовительного этапа
№ пп
|
Мероприятия
|
Участники реализации
|
1
|
Оценка состояния территории ДОУ
|
Заведующий ДОУ, педагоги ДОУ
|
2
|
Изучение литературы на тему «Ландшафтное проектирование и озеленение учебных заведений»
|
Педагоги ДОУ
|
Таблица 3.
План мероприятий проектировочного этапа
№ пп
|
Мероприятия
|
Участники реализации
|
1
|
Подведение итогов оценки территории ДОУ
|
Заведующий ДОУ, Педагоги ДОУ
|
2
|
Выбор стиля дизайн - проекта
|
Педагоги ДОУ
|
3
|
Выбор названия проектов
|
Педагоги ДОУ
|
4
|
Создание плана территории ДОУ
|
Педагоги ДОУ
|
5
|
Закрепление проектов за педагогами
|
Заведующий ДОУ, Педагоги ДОУ
|
Таблица 4.
План мероприятий практического этапа
№ пп
|
Мероприятия
|
Участники реализации
|
1
|
Расширить зону отдыха, создать малые архитектурные формы в микрозонах отдыха: центр «Пчелкина фантазия», центр «Голубое озеро», центр «Деревенька. В гостях у бабушки», зона отдыха «Сказочный цветник», «Веселая изгородь»
|
Педагоги ДОУ
|
2
|
Поэтапное выполнение всех видов работ
|
Педагоги ДОУ
|
Пояснение к план – схеме
1. Центр «Пчелкина фантазия»
- высадка подсолнухов
- оформление центра вертушками «Пчелки», садовыми фигурами – пчелы
- постройка пасеки.
Назначение:
Созданный макет жизни пчел предназначен для ознакомления с многообразием мира насекомых, их пользой для человека и природы, воспитание бережного отношения к природе.
2. Центр «Голубое озеро»
- искусственное озеро из полиэтилена и декоративных камней;
- фигурки уточек
- искусственные кувшинки
Назначение:
Создание творческой атмосферы, ознакомление с миром природы (водоем).
3. Центр «Деревенька. В гостях у бабушки»
- колодец;
- коромысло с ведрами;
- фигурки домашних животных:, поросята, коровы, овцы, утки, куры, петухи и др.
Назначение:
Формирование знаний о быте деревни, о способах ухода за домашними животными, трудовое воспитание, театрализованная деятельность.
4. Зона отдыха «Сказочный цветник»
- деревянные лавочки;
- стол;
- высадка однолетних растений
Назначение:
Формирование представлений о растениях. Формирование любви к родной природе, эстетическое воспитание.
5. "Что за чудо огород"
- оформление грядок
Посев семян овощей и зелени.
Назначение: Формирование представлений об овощных культурах, о способах ухода за растениями, трудовое воспитание
В рамках данного проекта были реализованы следующие проекты:
1. Проект «Что за чудо огород» (Пужайтис Н.А.)
2. Зона отдыха «Сказочный цветник» (Пужайтис Н.В.)
Данная предметная среда позволит нашим воспитателям решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
От того, насколько детский сад будет ухоженный, красивый, периодически обновляющийся, с разумно спланированными зонами, совмещающими решение вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.
Ожидаемый результат: "В гостях у бабушки" можно окунуться в деревенскую жизнь, познать древние ремесла, научиться ухаживать за растениями. В зоне отдыха можно научиться наливать чай из самовара, сорвать свежие цветы, натаскать воду из колодца и просто отдохнуть в теньке. Благодаря данному проекты в словарном запасе детей появились такие слова как: коромысло, колодец, самовар, кувшин, пасека, соты и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Линь В.В. Цветы в доме и фитодизайн.- ООО Аделант, 2006г.
2.Руднев В.В. Цветоводство – Изд-во литературы по строительству, 1965г.
3.Цапкова Т.И., Казулина В.В. Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений области – Белгород, 2007г.
4.Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна – Москва, 2005г.
5.Марковский Ю.Б. Современный цветник –Москва ЗАО Фитон, 2001г.
6. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», июнь, 2015 г.
7. Интернет ресурсы