Художественное творчество уникальное средство для развития мелкой моторики и речи.
Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка.
Начав работу воспитателем в старшей группе и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. А в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук.
Поэтому я выбрала тему: «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки
способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
.Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразныхбытовых и учебных действий.
То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная исистематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению 3психического и физического развития ребенка. К тому же уровень развития мелкой моторики –один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Моя цель, это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности в условиях специально организованной среды.
Задачи –
-обогащениеразвивающейсредынеобходимымиматериаламидляпродуктивнойдеятельностидетей, стимулирующейсамостоятельностьиинициативностьдетейиобеспечивающихтворческоеразвитие;
- Активизироватьдвиженияпальцеврук,
- Формироватьзрительно-двигательнуюкоординациюиловкостьпальцев.
- Развиватьпамять, внимание, творческоевоображение, речь, познавательныепроцессы, фантазию.
- Обучатьловкостивобращениисразличнымматериалом.
- Воспитыватьусидчивость, аккуратность, умениеработатьвколлективе.
- Вовлекатьродителейвсовместнуютворческуюдеятельность, повышатьихпедагогическуюкомпетентностьвобластихудожественно-эстетическогоразвитиядетей.
Для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста используем разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп.
Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей.
Художественные средства для развития мелкой моторики: пластилин, соленое тесто, крупы, природный материал, бумага, салфетки, бисер, пуговицы, вата, нитки, бросовый материал.
В лепке, пластилинографии отрабатываем разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем, сглаживания.
Много внимания уделяем нетрадиционному рисованию и аппликации
. Нетрадиционное рисование и аппликация
-искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами -увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных интересных вещей: зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.
В группе с детьми мы рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями. Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное.
Можно рисовать не только карандашом или кистью на бумаге или картоне,а можно рисовать на снегу, на крупе, на песке.
Применяем на практике нетрадиционные виды аппликаций
: аппликация из ватных дисков, ниток, ваты, ткани, салфеток, аппликация из цветной соли, цветного риса, макарон и мн.др.
Воспитательная ценность нетрадиционной аппликации:
*Сенсорное (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
*Умственное (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);
*Речевое (расширение активного и пассивного словаря детей, умение общаться, договариваться между собой);
*Нравственное (развивать аккуратность и усидчивость, самостоятельность);
*Физическое (развивается глазомер, координация движения рук).
Самая увлекательная аппликация-это обрывная и мозаичная аппликация.
Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании
напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру.
Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает и салфеточнаяаппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
Салфеточная техника имеет свои плюсы: выполняется легко, выглядит эффектно.
Бумажные салфетки -с одной стороны очень простой, а с другой стороны -необычный материал для детского творчества.
•Во-первых, салфетка -намного мягче, чем простая илицветная бумага, а это означает, что она легко может принять форму,которую ей придаёт ребенок.
•Во-вторых, в работе можно использовать не только прием сминания кусочков салфетки в комочки и заполнение ими контура, но и прием скручивания (например, в тонкие жгутики), и прием отрывания.И в-третьих, разнообразнаяцветовая гамма ифактура бумагии салфеток позволяет ребенку творить, выдумывать и реализовывать свои замыслы.
Нетрадиционные виды аппликации дают возможность создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы:-развивает уверенность в своих силах, побуждают к творческим поискам и решениям;-реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Организовывала работу:как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,
-во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время,-в свободной самостоятельной деятельности.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные
беседы и консультации.
Взаимодействие с родителями:
-Привлечение к созданию познавательноразвивающей среды в группе.
- Пополнение уголка творчества изобразительными материалами, бросовым материалом.
-Консультации по развитию мелкой моторики рук.
-Оформление стенда «Наше творчество»
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста дала позитивный результат:
- дети все более уверено работают в знакомых техниках;
- более точно производят движения пальцами рук; дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными
- Работы стали приобретать осознанный,осмысленный и целенаправленный характер.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам художественной деятельности.
Поделки, выполненные в нетрадиционной техникедля детей –не только отличный способ провести время, но и возможность развиваться, создавая удивительные произведения и подарки своими руками.
. Китайская пословица гласит:
«Расскажи -и язабуду, покажи и я запомню, дай попробовать -и я пойму»
. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.